Приветствую Вас, Гость

Подробно обо мне

Публикуется по:

Литературная газета + Курьер культуры Крым-Севастополь,

2012. - № 6 (105) от 30 марта-12 апреля. - С.4.: ил.

 

АНАТОЛИЙ КОВАЛЕНКО

– ЖИЗНЬ В ТВОРЧЕСТВЕ И БОРЬБЕ 

Разумный скептицизм – первейшее
свойство хорошего критика…
                                        Дж.Рассел Лоуэлл

Анатолий Коваленко – ученый, писатель, художественный критик, педагог…

Творческое дарование его огромно. И зачастую бывает достаточно сложно определить, где заканчивается грань творчества и грань научной критики; грань ученого-исследователя и философа-мыслителя. Круг интересов его похож на бездонный, пугающий своей мрачностью и глубиной, колодец. Он редко бывает доволен собой и окружающими его людей по причине весьма строгого отношения к себе и обществу. Это и понятно, - Анатолий Коваленко – художник, творец, мыслитель…

 

Анатолий Коваленко прошел сложный и трудный путь становления: от мальчишки послевоенного времени, родившегося в семье участника, инвалида и орденоносца Великой Отечественной до известного ученого в области искусствознания и исследователя утерянной культуры Серебряного века.

В 70-х годах ХХ столетия судьба забросила его на Всесоюзную комсомольскую стройку, - в Курчатов, Курской области, где только-только начиналось строительство атомной электростанции. Месил грязь, оформлял плакаты и писал лозунги к Первомайским демонстрациям, и параллельно учился в Высшем художественно-промышленном училище. Мечтал стать профессиональным художником. Но в 80-х годах судьба сделала в его жизни первый серьезный поворот и забросила его в далекий Казахстан, - в один из множественных неприметных поселков. Но и там наш герой не сдавался, не утратил своего оптимизма и комсомольской романтики. Вскоре он, с молодой женой, отправляется в новое путешествие – на Всесоюзную стройку под названием КАМАз, где практически заново начинает выстраивать свою творческую жизнь. Работая научным сотрудником Набережно-Челнинской картинной галереи, в 1985 году поступает и в 1991 году оканчивает искусствоведческое отделение Уральского государственного университета. И снова беда: из-за болезни малолетнего сына семья бросает все и уезжает в более теплые края – далекую и неведомую ими Полтаву, - глубинку Украины. Говорят, что лихолетья и беды закаливают человека. Так это или нет, но здесь, в Полтаве, в полной мере раскрылось дарование Анатолия Коваленко и как ученого, и как организатора, и как художественного критика. Он активно и со свойственной ему напористостью включается в художественную жизнь Полтавщины. Работая в должности заведующего отделом по народным промыслам при Областном научно-методическом центре Управления культуры, он разъезжает по регионам, изучает национальное искусство Полтавщины и Украины в целом, пишет обзорные и критические статьи в газеты и журналы,организовывает творческие выезды мастеров народных промыслов на Сорочинские ярмарки и фестивали, а в 1989 году, по его инициативе, создается первый в Украине музей народного искусства и промыслов Полтавщины.

 Еще одним важнейшим объектом его интересов станет усадьба в Павленках (предместьеПолтавы), где когда-то жил основатель передвижничества – Григорий Мясоедов(1834-1911). Но не он сам, а его сын – Иван, который был весьма экстравагантной личностью как в жизни, так и в искусстве. Увлечение Иваном было столь сильным, что заняло одиннадцать лет упорного, и надо сказать, небезуспешного труда. Забегая вперед скажем: Анатолий Коваленко не только написал монографию-исследование жизни и творчества Ивана Григорьевича Мясоедова (1881-1953), но защитил по этой теме кандидатскую диссертацию (2002 г.), а в 2006 году по его книге «Иван Мясоедов – художник Серебряного века» на Мосфильме был снят фильм.

В 1993 году его приглашают на должность заместителя директора Полтавской школы искусств. Впервые в истории Украины, в бывших кабинетах горкома партии, появляются одаренные дети. Анатолию Коваленко, как и другим его коллегам, приходится заново строить свои отношения по организации национальной культуры и самосознания. Анатолию Коваленко удалось достаточно быстро переориентировать творческий коллектив и наладить работу в новых перестроечных условиях; организовать национальные по форме и содержанию театральный и хореографический коллективы. Однако нарастающие противоречия весьма ощутимо сказывались на нем и его семье и…в 1996 году Анатолий Коваленко перебирается на жительство в Севастополь.

Так начался долгий и трудный «крымский путь» Анатолия Коваленко; путь, который в конечном итоге привел  к признанию его как ученого, писателя и педагога, сделал его известным не только в Крыму и Украине, но и за его приделами. Однако прежде чем это произойдет, Анатолию Коваленко понадобится несколько лет упорного труда, прежде чем он сумеет преодолеть сложный барьер и вписаться в севастопольское сообщество творческой интеллигенции, художников и писателей. Сам Анатолий Коваленко сознается, что для него это был очень сложный период, - период жизни в творчестве и борьбе. В то же время этот период был весьма важен для него, так как он закалил его, сделал способным мыслить категориями не только философскими, но создал почву для понимания происходящих процессов в Крыму и в Севастополе в частности. Постепенно шаг за шагом, росло его миропонимание, вместе с которым пришло желание отразить видимое и переосознанное в художественно-критических статьях и научно-исследовательских работах. 

…С началом третьего тысячелетия творчество Анатолия Коваленко достигает пика своего развития: пишутся монографии, публикуются критические и научно-исследовательские статьи в журналах и сборниках, появляются его выступления в печати и на телевидении. Первым научно-исследовательским трудом севастопольского периода становится монография: «Скульптор Станислав Чиж и его время», изданная в 2004 году. Она сразу же сделала его автора популярным среди севастопольских историков и краеведов.

Вслед за ней появляется новая монография: «Анатолий Шорохов. Восхождение» (2004 г.), рассказывающая о талантливом живописце Анатолии Шорохове – художнике исторической картины.

«Критика и разумный скептицизм, - говорит Анатолий Коваленко, - помогают мне более четко формулировать свои задачи перед исследованием, критически подходить и оценивать саму личность в крымском культурном пространстве, видеть значимость этой личности в искусстве прошлого, настоящего и будущего…». 

Однако, на наш взгляд, этот критический скептицизм для ученого и писателя лишь внешний способ проникновения в исследовательскую тему. И здесь уместно будет вспомнить высказывание Оскара Уайльда: «Критика требует куда большей культуры, чем творчество». Анатолий Коваленко в своих статьях или монографиях выступает как тактик перед боем: весьма щадяще, с долей разумного скептицизма и понимания относится к еще незрелой молодежи, выставляющей свои несовершенные произведения на суд зрителя. В то же время его авторское перо бывает зачастую жестким и бескомпромиссным, когда речь заходит о разрушенных большевиками церквях, дворянских усадьбах или расстрелянной интеллигенции, возводивших чудесные дворцы на Южном берегу Крыма.

С 2008 по 2011 годы из печати выходят сразу три монографии Анатолия Коваленко: «Памятники Севастополя и их авторы» (2008 г.), «Архитектура Севастополя в стилях и направлениях» (2010 г.), «Перлини кримської архітектури» (2011 г.). «Критический скептицизм» достигает в них своего апогея. А.Коваленко, как автор и художественный критик, буквально взрывается и яростно вступает в борьбу с замшелой идеологией людей, «оставшихся в СССР». Он рассматривает памятники архитектуры и монументальной скульптуры, как способ заявить о себе – последнем защитнике уходящей эпохи, с которой так рьяно и беспощадно «боролись» большевики. 

Не менее важной и составной частью творчества Анатолия Коваленко является его организаторская и педагогическая деятельность.

Педагогический путь севастопольского периода у него начался с 1998 года, когда он был принят на должность старшего преподавателя в Севастопольский государственный технический университет. Сейчас Анатолий Коваленко – заместитель директора Севастопольского филиала МАУП, профессор. За этот период (с 1998 по 2011 гг.) им были организованы и проведены более десятка Региональных научно-методических конференций, изданы сборники научных материалов…

Его имя, как ученого и педагога, занесено в энциклопедию «Мистецтвознавча думка на Полтавщині», «Сучасну енциклопедію України», в «Энциклопедию крымских художников», в справочное издание «Художники Севастопольской организации НСХУ», а его рукописные материалы ныне хранятся в архивах Полтавы, Киева и Вадуца (княжество Лихтенштейн).

Как нам кажется с появлением Анатолия Коваленко в Крыму и, в частности, - в Севастополе, у нас заново возродилась наука об искусстве и архитектуре, зародилась здоровая и объективная критика этого искусства, появились новые монографические исследования, которые по-новому раскрывают нам нашу собственную, крымскую культуру прошлого и настоящего…

Берестовская
Диана Сергеевна –
доктор философии, профессор Таврического Национального университета
им. В.И. Вернадского

 

 

 

 

Про творчу діяльність А.Коваленко писали:

 

 - Коржиков Ю. Мясоєдов, якого ще не знаємо //Комсомолець Полтавщини, 1990. - № 106 від 4 вересня. - С.7.: іл.

- Турчина Н. Через роки і відстані //Зоря Полтавщини, 1991 від 1 листопада. - С.3.

- Полтавская средняя школа № 27. Каталог картинной галереи: живопись, графика, чеканка /Сост. М.Т.Ростовцев. - Полтава, 1991. - С.5.: ил.

- Вареник Н. Экспедиция в Лихтенштейн //Правда Украины, 1992 от 22 мая. - С.4.

- Близнюченко Н. «Про нього писали в усіх «Вечірках» Європи» //Вечірня Полтава, 1993 від 16 квітня. - С.4.

- Матвійчук Н. Аргонавт //Вечірня Полтава, 1993 від 3 вересня. - С.4.

- Матвійчук Н. Друге народження Мясоєдова //Вечірня Полтава, 1993 від 1 жовтня. - С.1.

- Віценя Л. Довгий шлях додому //Зоря Полтавщини,1993 від 30 вересня. - С.1.

- Жовнір Н. Чи буде в Полтаві музей Мясоєдових? //Молода громада,1994 від 22 квітня. - С.6.

- Вареник Н. Полтавчанин Мясоедов из Лихтенштейна //Правда Украины,1994 от 19 мая. - С.4.  

- Вареник Н. Зотов із роду Мясоєдових, знаний у Ліхтенштейні, забутий в Україні //Україна,1994. – № 9. – С.1, 24.: іл.;

- Полтавський художній музей. 1919-1994 //Бібліографічний покажчик. – Полтава, 1994. - С.190, №№ 348,609,643.

- Колон Е. Художник-атлет из «Сада богов» //Зеркало недели, 1998. – № 20 (189) от 16 мая. – С. 16.: ил.

- Яців Р. Нові видання //Народознавчі зошити. – Львів, 1999. - № 6. – С. 849;

- Нові книжкові надходження //Полтавський вісник, 2000 від 22 вересня;

- Вареник Н. Зотов из рода Мясоедовых //Зеркало недели, 2005. - № 5 (533) от 12-18 февраля.

- Губанов В. Да здравствует время Станислава Чижа!// Севастопольские известия, 2005. - № 18 (660) от 12 марта. – С.8.: ил.

- Микиртумова Н. Гранита тверже, мрамора прекрасней //Флаг родины, 2005. - № 49 (25145) от 19 марта. – С.8.: ил.

- Карева А. Глаза и голос эпохи //Крымские известия,2005. - № 23 (3253) от 8 февраля.

- Ханко В. Мистецтвознавча думка на Полтавщині. – Полтава, 2007. – С.68.

- Берестовская Д. Жизнь в творчестве и борьбе //Литературная газета + Курьер культуры Крым-Севастополь, 2012. - № 6 (105) от 30 марта-12 апреля. - С.4.: ил.

 

 

- Auf den Spuren von Professor Eugen Zotow //Liechtensteiner Vaterland. – Samstag, 23. Februar, 1991. – № 43. – S. 2,7.;

- Jvan Miassojedoff / Eugen Zotow. 1881–1953: Spuren eines Exils. – Benteli Verlag Bern, 1997. – 328 s.;

- Zotow – Forscher aus der Ukraine in Vaduz //Liechtensteiner Vaterland. – Dienstag, 31. Dezember 1991. – № 295. – S. 6.;

- Ukrainer auf den Spuren von Zotow //Liechtensteiner Volksblatt. – Montag, 30. Dezember 1991. – № 293. – S.2.;

- Vor vierzig Jahren Stavb Eugen Zotow //Liechtensteiner Vaterland. – Dien-stag, 30 November 1993. – S. 9.